[Польск. Maksym] (Сандович Максим Тимофеевич; 19(31). 01.1886, с. Ждынь, Австро-Венгрия, совр. Здыня Малопольского воеводства, Польша - 24.08(06.09).1914, г. Горлице, Австро-Венгрия, ныне Польша), сщмч. Горлицкий (дни памяти - 24 авг. (6 сент.), в Соборе Волынских святых и в 3-ю неделю по Пятидесятнице в Соборе Галицких святых). Род. в лемковском селе в семье псаломщика греко-католич. церкви. Закончил 4 класса школы в Горлице, учился в Ясло, 4 года - в гимназии г. Новы-Сонч. После поступил в мон-рь базилианов в с. Крехов (ныне Львовская обл., Украина), но через 3 месяца покинул его. В 1904 г. стал послушником в Почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы лавре, где на него обратил внимание еп. Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий) и в 1905 г. направил на обучение в Волынскую ДС в Житомире. После женитьбы на Пелагее Григорук М. 17 нояб. 1911 г. был рукоположен во иерея. Владыка предложил ему служить в Киевской епархии, но М. решил вернуться на родину и содействовать возвращению местного населения из унии в правосл. веру. 2 дек. 1911 г. он совершил 1-ю литургию в с. Граб (ныне Польша). Вскоре был задержан по доносу, провел 8 дней под арестом и выплатил штраф. Впоследствии служил также и в близлежащих селах Вышоватка и Длуге. 22 дек. комиссар полиции приказал запечатать храм в с. Граб, тогда М. стал служить в частных домах. 16 янв. 1912 г. он был повторно арестован на 7 недель, а после освобождения Великим постом вновь арестован 28 марта по обвинению в шпионаже в пользу России и заключен в тюрьму во Львове. Посланник униатского митр. Андрея Шептицкого свящ. Никита Романюк предлагал ему свободу в обмен на присоединение к унии, но М. ответил решительным отказом.
Суд над М. и задержанными по обвинению в пророссийской пропаганде священниками Игнатием Гудимой, Василием Колдрой и Семеном Бендасюком после почти 2-летнего их пребывания в заключении начался 9 марта 1914 г. и продолжался ок. 3 месяцев (т. н. Львовский процесс 1912-1914), став одним из самых громких процессов своего времени. Обвиняемые открыто заявили, что стремились лишь к свободному исповеданию правосл. веры. 6 июня 1914 г. суд присяжных единогласно признал подсудимых невиновными. Выйдя из тюрьмы, М. продолжил служение.
После начала первой мировой войны вновь возобновились аресты правосл. верующих, и уже 4 авг. М. был арестован и посажен в тюрьму в Горлице. Аресту подверглись его беременная жена, отец, брат Николай и др. члены семьи. М. был расстрелян и похоронен на кладбище в родном селе.
Вскоре после гибели М. среди карпаторусских православных началось его почитание как покровителя лемков: в домах стали появляться фотографии и иконы мученика, в его честь слагались песни и духовные стихи. 9 сент. 1934 г. в с. Чарне (ныне Малопольское воеводство, Польша) открыт памятник М. Решением Свящ. Синода Польской Православной Церкви от 7 июля 1994 г. М. причислен к лику святых. 10 сент. 1996 г. его имя вошло в месяцеслов Русской Зарубежной Церкви, 3 апр. 2001 г. решением Синода Украинской Православной Церкви - в собор Галицких святых, 22 нояб. 2006 г.- в собор Карпаторусских святых, 20 июля 2012 г.- в состав собора Волынских святых, 24 дек. 2015 г. решением Синода РПЦ - в месяцеслов РПЦ.